ФЕРИЧЕ - ПАНГБОЧЕ - ТЕНГБОЧЕ - НАМЧЕ БАЗАР
ДЕНЬ 12. (06.10)

Покидаем Фериче (4240м) и идём в Намче Базар (3440м), проходя по пути кучу маленьких в один-два дома поселений, а из боле-менее "крупных" деревушек Пангбоче (3930м) и Тенгбоче (3860м). Пройдено 17-18 км.

Сегодня впервые увидал себя в зеркале. Встречайте, стейк "Прекрасный tDO", степень прожарки - Medium-Rare. Как видите, перевал Чо Ла оставил о себе память: кожа сгорела и слазит лохмотьями, трещина на носу сочится гноем и постоянно норовит расползтись. Но иду на поправку. Странно, лицо при этом как не болело, так и не болит.

Погорелец в просоленной бандане.

По утру стартуем из Фериче, переход предстоит длинный. И вначале всё вроде бы отлично, но потом хрррясь - и я охромел. Видимо, вчерашние прыжки по камням сыграли неприятную шутку: я слегонца связку на колене потянул, а сегодня оно решило заболеть всерьёз. Скорость моя кардинально снижается и я грустно плетусь вконце нашего маленького отряда. Впервые за почти двухнедельное прибывание в здешних местах, я полюбил подъёмы. Дело в том, что когда идёшь по прямой или взбираешься на гору, ногу можно не гнуть в колене и приволакивать. Даже тихонько переносить вес на неё можно. А вот спускаясь вниз, сустав вначале отзывается на удар ступнёй о твердь земную сто двадцати килограммовой (в обвесе) тушей, затем взрываeтся болью когда связки гнущейся ноги этот вес амортизируют. Такая хреновая ситуация продлилась до самого конца похода, а нога даже сейчас (спустя месяц после похода) побаливает. Нет, я быстро научился спускаться бочком и колено лишний раз не тревожить... да только серьёзные опасения вызывала вторая нога, грозившая так же разболеться. Ну и тормозил я группу изрядно. Интересно, что вчера коленом мучался Хаг и я насильно впихнул ему в руки мазь для суставов. Ему помогло, а мне нет. Хех.

Утром где-то возле Фериче.

Фермы...

...и ледниковые речки.

Ячьи лепёшки - непременный аттрибут горного пейзажа.

Ама Даблам, заслонённый холмом с округлой вершиной.
Наша тропа вьётся по горе траверсом.

По пути часто попадаются корованы, но мы так уже привыкли к этим рогам и копытам, что расходимся с ними без опаски. Отгоняем иногда криками "Що! Щоса!", а я радостно ору "Шо за?!" И вьючная скотина норовит уклониться от встречи с шумными человеческими животными. Алекс припоминает бодливость недельной давности и яростно мычит, да так что эхо по соседним вершинам. Так же, коровы боятся треккинговых палок, их ими погоняют (чувствую, что порой не гуманно нифига), и камней. Нет, мы не дерёмся и не швыряемся метательными снарядами, но вид грозный таки на себя напускаем. Тропа порой узкая и корованы норовят занять собой её всю. Стоит "нагнуться за камнем", как животные бросаются врассыпную. Мы несколько раз за путешествие встречали "бесхозные" корованы. Погонщик или отстал, или вперёд ушёл: тропа оживлённая и деревни на кадом шагу с водой и едой в перекусочных пунктах с магазинами. Коровы же отдыхают. Для увеселения мы их поднимали с налёженного места и сами гнали вперёд, пока нас не нагонял погонщик. Корова - животное покладистое и послушное, ему всё равно, кто им правит. А вот прокатиться я так и не прокатился, хоть и порывался.

Внезапно: взрывается вертолёт!

Мне кажется, что это жопа Эвереста. А вам?

Ама Даблам крупным планом.

Алекс тоже его фотографирует.

Ещё раз Ама Даблам. Портеру он не так интересен как нам.

Молельными флажками весь мост увит.

Мы посетили по пути монастырь, но он оказался закрыт и ничего особо интересного поблизости не было. Наблюдал монаха, конопатящего каменные стены монастыря ячьими лепёшками. Универсальное всё же средство! Цветник монастыря ограждён колючей проволокой. В монастыре мы много говорили с Дипаком, тогда и узнали, что он коммунист-маоист. Хаг мнение гида разделяет, но с ним не общается, считая что тот излишне высокомерен и вообще нас недолюбливает. Это вполне возможно. Гид у нас был странноватый и явно желал нас поскорее сплавить: деньги-то были ему уплачены вперёд за большой срок и он смекнул, что неплохо б в этот срок себе выходных дней напихать... Но разговору это мешать не должно, считаю. Когда мог обуздать свой дрянной пинглиш, я с гидом нашим вполне себе общался.

Живописный склон - след масштабного оползня случившегося пару лет назад.

Недалеко от монастыря коровы пасутся прямо на улицах городка.

Цветник монастыря защищён колючей проволокой.

Монах починяет примус стену здания.
Самым натуральным из местных материалов.

Идём дальше, но интересного по пути мало. Заглянули в местную кондитерскую пекарню; в принципе вкусно, но ничего такого выдающегося. Солнце заслоняется облаками, и из-за этого всё вокруг частенько серое. Борюсь попутно с болючей ногой. Очень помогает то, что мы здорово спустились вниз. Стало куда больше кислорода, и если раньше мы все еле ноги волочили в гору, то теперь мы готовы бежать в гору не сбивая дыхание и дыша одним носом. Подъём сил необыкновенный.

Как я говорил, тропа к EBC - очень людная.

Вечером мы в Намче, встречаемся с довольным и отдохнувшим Мастером. Истосковавшись по цивилизации, заказываем такие же номера люкс что и в прошлый визит, в том же отеле. Оглядев комнату более предвзято, находим схожее с лоджами выше по тропе: к примеру, тут пол-номера так же отделано фанерой. Из ценных пород дерева, видимо, раз люкс! Заказали ужин и пошли на часок по местным магазинчикам, прибарахлиться. Так как стирать грязное бельё моральных сил и желания ни у кого просто нет, принято решение его повыкидывать. Хаг ищет себе новые носки. Мы следуем его примеру и закупаемся чистым бельём, дабы наконец принять горячий душ и привести себя в порядок. Цены тут куда как низкие. Хотя гиды нам и говорили, что в Катманду цены ещё меньше, я принял решение закупить здесь также часть сувениров для родни. Как и повсюду на Востоке, в здешних магазинчиках необходимо торговаться: цены легко сбиваются в полтора-два раза. Люблю я это дело, признаться. Ну а если кто считает торг ниже своего достоинства, те и так не прогадают, в сравнение с московскими-то грабительскими ценниками. Я хорошо подшутил над больной ногой: рюкзак потяжелел разом на 3-4 килограмма. Куча шапок, носков и перчаток попугайских расветок из шерсти яка, пара замков висячих, фигурных и тяжеленных, колокольцы и вездесущие магнитики, ещё что-то... это не считая "свежих" х/б носков и труселей. Благо, день всего потаскать лишку!

Вернулся в отель, принял горячий душ и переоделся в чистое. Поспел как раз к ужину, который бы дюже хорош.

Карта этого дня.
Синим обозначен пройденный за день путь.
Литерой В - пекарня, место одного из перекусов.

Бюджет дня:

* 3000 рупий, мы ели от пуза плюс дорогой номер. А вот сникерсы и вода подешевели.